Такой масштабной экспозиции, посвященной Первой мировой войне, в Петербурге, пожалуй, еще не было. Развернута она на двух этажах нового выставочного зала Музея городской скульптуры в Чернорецком переулке, дом 2.
В выставке «Великая война» участвуют Российское военно-историческое общество, музеи артиллерии и военного костюма, военно-морской музей, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов. Свои раритеты предоставил и Гусевский историко-краеведческий музей. Гусев - это бывший город Гумбиннен в Восточной Пруссии. Именно там в августе 1914-го произошло первое сражение на восточном фронте Первой мировой, завершившееся победой русских и отходом германских частей...
- Подавляющее большинство экспонатов - из частных коллекций, - говорит куратор выставки доктор исторических наук Алексей Аранович. - У коллекционеров, специализирующихся на узких темах, артефактов порой больше, чем в крупных музеях.
Первый зал - довоенный мир Российской империи. Пышный, торжественный, вычурный. Аранович обращает внимание на выделанные золотом придворные мундиры высших сановников Российской империи, призванные продемонстрировать мощь и величие державы. Мощь в самом прямом смысле: такой мундир весит семь килограммов.
- Судьба этих мундиров удивительна: после Октября 1917 года многие из них попали в костюмерные театров, активно использовались в постановках, постепенно ветшали и отравлялись в утиль. А во времена перестройки их стали распродавать. Один из коллекционеров купил их и произвел детальную реставрацию, - рассказал Алексей Аранович.
Переплетения истории удивительны. Роскошные эполеты кайзера Германии Вильгельма II говорят о том, что он был шефом русского 85-го пехотного Выборгского полка. А русский царь являлся шефом некоторых полков германской армии. Великий князь Николай Николаевич-младший, который в 1914 - 1915 годах был верховным главнокомандующим русской армии, до войны значился шефом одного из прусских полков. Когда началась война, в приступе негодования он велел сжечь свой прусский костюм.
- Нельзя забывать, что высшие представители императорских домов - и Вильгельм, и Николай - были в ту пору в родственных отношениях. Период, предшествовавший Первой мировой, похож на дележ имущества между бывшими родственниками, ставшими в одночасье злейшими врагами.
Войну ждали, но до последней минуты надеялись, что все обойдется.
- У нас целая витрина, связанная с солдатским творчеством в стиле «прощай, оружие». После трагической по своим последствиям Русско-японской мало кто мог предположить, что Россию вскоре ждет новая, более грандиозная и ужасная война, - говорит Алексей Аранович.
Увы, не обошлось. Многочисленные редкие фотографии говорят о том, как все было. Вот австрийские военнопленные, которых ведут под конвоем по Невскому проспекту. А вот бойцы Женского ударного батальона на ступенях Михайловского замка. Битва за Осовецкую крепость в Польше, явившая пример несокрушимой стойкости русских солдат. На них обрушился ураган огня и железа, их травили газами. Командование просило защитников продержаться хотя бы 48 часов. Крепость выстояла полгода...
Выставка развенчивает многие мифы. К примеру, не было на германских касках никаких рогов. То, что выступает по ее краям, на самом деле крепления для налобника. Его сделали, чтобы каска была еще прочнее. Но в результате она спасала от пули, но от сильного удара ломала позвоночник. От налобника пришлось отказаться.
А знаменитая буденовка появилась задолго до Гражданской войны: ее сшили во время Первой мировой и назвали «богатыркой». Она напоминала шлемы витязей, недаром к ней была причастна школа Васнецова. В такой головной убор должны были облачить русских чудо-богатырей, вступивших в поверженный Берлин. Увы, до германской столицы русская армия в тот раз не дошла, а сшитые загодя буденовки остались в большом количестве на складах и позже пригодились создававшейся Красной армии...
Открытием для многих могут стать стереоскопические фотографии времен Первой мировой, предвосхищавшие современные 3D-технологии.
- Трехмерные технологии мы обычно связываем с нашим временем, поэтому покажется странным видеть объемные фигуры в костюмах столетней давности, - говорит Алексей Аранович. - Пластины с изображениями чудом сохранились в домашнем архиве. Сотрудники Университета технологии и дизайна обработали их и создали специальное программное обеспечение.
Посмотрев артефакты эпохи, можно подняться на второй этаж, где представлены батальные картины современных художников. Два Андрея - Ромасюков и Тронь - воссоздали известные по истории моменты сражений Первой мировой.
- Наша задача - разобраться в той войне на уровне человеческих судеб, а не войсковых операций, - считает Алексей Аранович. - Долгое время к героям Первой мировой у нас относились через призму того, как они себя повели позже, во время Гражданской войны. Если сражался на стороне белых _ значит не герой. А ведь генерал Юденич, не взявший красный Петроград, на Кавказском фронте не знал ни одного поражения. Врангель _ первый георгиевский кавалер Первой мировой. В школьных учебниках оставался только Брусилов, поскольку поддержал советскую власть и стал инспектором по кавалерии в Красной армии. Я категорически осуждаю сотрудничество генерала Краснова с нацистами во время Второй мировой войны, но от этого он не перестает быть героем Первой мировой.
Оригинал публикации - Санкт-Петербургские ведомости.