Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Не только Сирия… Георгиевская сотня
19 октября 2015

Россия на Ближнем Востоке: Ирак. Историческая справка

Российско-иракские связи имеют многовековую историю. Некоторые специалисты считают, что именно из Ирака на территорию нынешней России пришел ислам. Но российское присутствие в Ираке, долгое время входившем в состав Османской, а затем Британской империй вплоть до второй половины ХХ века, в основном, ограничивалось отдельными путешественниками, учеными и проезжими дипломатами.

Дипломатические отношения между СССР и Ираком были установлены 9 сентября 1944 года. Заинтересованность Советского Союза в Ираке определялась, в первую очередь, огромными запасами нефти, составляющими 10% всех разведанных запасов капиталистического мира. Кроме того, Ирак занимал важное стратегическое положение. В 1968 году, в результате переворота, к власти в Ираке пришло левое крыло партии Баас, в следствие чего экономические связи между СССР и Ираком значительно расширились.

В апреле 1972 года в Ираке с официальным дружественным визитом побывал Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. В ходе визита состоялось подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Иракской Республикой.

В том же году вступил в строй первый национальный нефтяной промысел в северной Румейле, и Ирак получил возможность национализировать иностранные нефтяные компании. При советском содействии были созданы предприятия стекольной, электротехнической промышленности, сельскохозяйственного машиностроения.

В 1980 году Ирак начал войну против Ирана, что вызвало негативную реакцию правительства СССР. По мнению советского руководства, Ирак нарушил условия договора о дружбе и сотрудничестве с СССР, один из пунктов которого предусматривал в подобных ситуациях предварительные консультации с Москвой.

20 августа 1988 года Иран и Ирак подписали соглашение о прекращении огня. Ирак не потерпел поражения во многом благодаря помощи, оказанной Советским Союзом. Ряд успешных иракских операций был проведен после тщательных консультаций с советскими специалистами. Непосредственного участия советские военнослужащие в боевых действиях не принимали, однако нередко были вынуждены выполнять обязанности рядом с линией фронта (Басра, Ханакин и др.). Особенно это касалось специалистов по обслуживанию зенитно-ракетных комплексов и бронетанковой техники. В ряде случаев были вынуждены применять оружие и советские корабли, выполнявшие боевую работу по сопровождению своих и «чужих» судов с различными грузами. Почти всю войну в Ираке находилась большая группа советских военных советников, специалистов и переводчиков.

К началу 1990-х гг. в отношениях между двумя странами произошли радикальные изменения, причиной которых явилась резкая смена внешнеполитического курса СССР. В августе 1990 года СССР поддержал международные санкции против Багдада и осудил вторжение иракской армии в Кувейт. С 1996 по 2003 год Россия участвовала в гуманитарной программе СБ ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». За время действия программы российскими компаниями было закуплено более 1 млрд баррелей иракской нефти, что составляло порядка 30-40% нефтяного экспорта Ирака. В рамках программы российские компании участвовали в поставках в Ирак гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов, оборудования, а также оказывали сервисные услуги.

В 2001 году Россия вышла на первое место по товарообороту с Ираком. С помощью российских специалистов в Ираке был реализован ряд крупных проектов в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, ирригации и сельском хозяйстве. В период действия экономических санкций (1991-2003) российские компании пользовались в Ираке особым приоритетом. Советский Союз был основным поставщиком оружия для иракской армии.

В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 - начале 2003 гг. российские власти негативно восприняли силовую акцию западных стран против режима Саддама Хуссейна.

После свержения режима Хуссейна в мае 2003 года в Москве в целом позитивно реагировали на развитие политического процесса в Ираке. Трагическая гибель от рук террористов в июне 2006 года пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде в принципиальном плане не повлияла на отношения и взаимовыгодное сотрудничество двух стран в различных сферах.

В ноябре 2007 года в Эрбиле (иракский Курдистан) было открыто генеральное консульство России.

В 2012 году Россия и Ирак подписали контракт на поставку российского оружия и иной продукции военного назначения на общую сумму 4,2 млрд долларов. В октябре следующего года Россия начала поставки боевых вертолетов Ми-35 и Ми-28Н «Ночной охотник», которые в настоящее время противодействуют джихадистам. А в 2014 году Багдад заключил дополнительный контракт на поставку самолетов Су-25, артиллерии и боеприпасов на сумму 1 млрд долларов, став при этом второй страной после Индии по количеству закупок российского вооружения.

21 мая 2015 года премьер-министр Ирака Хайдер Аль-Абади прибыл с официальным визитом в Россию, где встретился со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым и президентом России Владимиром Путиным. На встречах стороны обсудили ряд вопросов, в первую очередь военно-политического характера.

1 октября 2015 года Хайдер Аль-Абади фактически пригласил авиацию России бороться с ИГ в Ираке. «Мы не получаем внушительной военной поддержки США по борьбе с Даиш (арабское название ИГ – прим. РВИО), нам нужна широкая коалиция с участием России и Ирана», - заявил аль-Абади.

В ответ на это в МИД России сообщили, что Москва оценит просьбу Багдада о военной помощи, если поступит соответствующий запрос «или резолюция Совета Безопасности».

 

Как русские спасли англичан в Месопотамии и рейд «георгиевской сотни» Гамалия

(малоизвестные страницы Первой мировой)

В годы Первой мировой войны русские войска неоднократно содействовали английским войскам, которые в Месопотамии (современный Ирак) с трудом отбивались от наседавих на них турок.  Достаточно вспомнить о героическом рейде сотни Уманского казачьего полка под командованием сотника В.Д. Гамалия, которая вышла на границы современного Ирака. За совершенный подвиг вся сотня была награждена георгиевскими крестами – единственный случай подобного коллективного награждения в годы Первой мировой войны.

В ноябре 1915 года англичане высадили десант в Месопотамии, стремясь обеспечить контроль над нефтяными месторождениями. Наступление развивалось медленно, а когда турки сформировали отдельную армейскую группу в этом районе уже сами англичане попали в тяжелое положение.

В это время русская армия вела активные бои на Кавказском фронта, тесня турецкие войска: в феврале пала крупнейшая турецкая крепость Эрзерум, а в апреле – порт Трапезунд. Эти победы облегчили положение наших союзников.

Параллельно на территории Ирана действовал корпус генерала Н.Н. Баратова. Он был сформирован еще осенью 1915 г. с целью пресечь враждебные действия турецких агентов на территории сопредельного нейтрального государства. Эта задача была выполнена с успехом. В это же самое время англичане оказались в тяжелом положении в Месопотамии и запросили содействия. В ответ Баратов двинул свои войска по территории Ирана в сторону Багдада. 20 марта русские казаки заняли Исфахан – центр турецкой пропаганды в регионе.

В это же время начал обсуждаться вопрос и о совместных действиях русских и английских войск. Россия выступала за объединение усилий и просила англичан двинуть свои войска навстречу в сторону Керманшаха. В свою очередь англичане, чье положение после успехов русского оружия под Эрзерумом и в Иране значительно улучшилось, оставляли эти предложения без ответа: слишком уж важно было сохранение контроля над регионом персидского залива, чтобы пускать туда Россию.

В этих условиях и был организован знаменательный рейд сотни В.Д. Гамалия. 25 апреля (по ст.ст.) 1916 года генерал Баратов поставил перед ним задачу: установить связь с нашими союзниками, выявив их силы и планы, а также получив сведения о турецких войсках, ведущих сражения против англичан. Путь пролегал через территорию, населенную враждебными племенами, по крутым горам и жарким пустыням. Провожая сотню, по воспоминаниям Василия Даниловича, Н.Н. Баратов сказал: «Василий! Ты пройдешь и выполнишь задачу полностью». В последствии Гамалий так комментировал этот эпизод: «Ты понимаешь – что это значит?! Командир Отдельного Кавалерийского корпуса в Персии, облеченный самим Русским Императором почти неограниченной властью – генерал Баратов называет меня, сотника, только по имени, и на «ты»… говорит мне так, как отец сыну, но не в форме приказа, а иначе, и особенно глубоко, понимая, что посылает всю сотню почти на верную смерть». Впрочем, командир корпуса знал, кому он поручал выполнение столь сложной задачи. Гамалий был прекрасным боевым офицером. Полковник Ф.И. Елисеев следующим образом характеризовал его: «Богатырский рост и телосложение, выдающаяся осанка, властный командный голос, популярность среди казаков, с которыми Гамалий мог кутить «по-запорожски», в нужде поделиться своим последним сухарем чисто по-братски, а в бою мог внушить идти им на верную смерть, сам находясь среди них».

Отряд выступил 27 апреля в составе 5 обер-офицеров и 107 казаков. Вечером сотня достигла Таландешта. После ночной грозы на утро двое казаков заболели. Гамалий объявил, что больные могут вернуться в штаб полка: «с уходом же дальше – болеть нельзя, так как не знаю – как отнесутся луры (кочевое воинственное племя в Персии) к нашему появлению; и отправка больных, надо ожидать, будет слишком затруднительной, принимая во внимание, что могут быть и раненые». Из всего отряда лишь трое решили вернуться.

Дальнейший путь пролегал через горный перевал. В качестве проводника был взят местный житель лур, который вел русских казаков самыми трудными тропами. Казаки шли под палящим солнцем, запас воды исчерпался. Однако лур продолжал водить отряд кругами и лишь под угрозой расстрела вывел его к водному источнику.

Затем отряд вышел в иранскую провинцию Зорбатию, наводненную турецкими шпионами и отрядами. Из-за угрозы столкновения с превосходящими силами противника пришлось выбрать обходной путь через пустыню. Как писал полковник Ф.И. Елисеев: «Пекло невероятно. В 15 часов (3 часа дня) люди начали заболевать; лошади тоже; проводники перепугались, узнав, что сбились, предугадывая свою участь. Мираж обманывал казаков; начались валиться люди; сразу заболело 12 человек; через 20-30 минут – еще 4 человека; пало 5 лошадей, а воды все не было. Жара была невыносимая.  Совершенно случайно попали на кочевку арабов. Радость была неописуемая». Здесь простояли три часа и пошли на Али-Гарбы, куда прибыли вечером (6 мая) и встретили англичан.

Для англичан появление русских казаков стало полной неожиданностью: наши союзники расположились на ночлег в полной беспечности, даже не выставив охранения. Если бы поблизости в это время был турецкий отряд, подобная неосторожность могла обернуться трагедией. Как вспоминал потом сам Гамалий: «Сотня казаков прошла по горам, по тропам, по пустыне многосотверстный путь по полунеприятельской территории, с определенным риском быть уничтоженной полностью; свой путь она совершила в 15 дней; последний переход с привалами продолжался почти полутора суток; переход же по пустыне, в тропическую жару, с миражами, под солнечными ударами тянулся на 60 верст.  И вот, несмотря на это – сотня казаков «подошла к самому лагерю англичан совершенно незамеченная».

В расположении союзников Гамалий пробыл чуть меньше месяца. 12 мая он ездил в Басру, в главную квартиру английской армии в Месопотамии, где получил все интересующие его сведения.

Успех рейда показал, что в действительности возможно ведение совместных действий России и Великобритании в Месопотамии и Иране против турок, однако наши союзники так и не изменили своего отношения.

Обратный путь был не менее тяжелый. Сотня Гамалия выступила 22 мая. Через шесть дней казаки прибыли в иранский г. Дебала, где встретили весьма недружелюбный прием местного хана. Оказалось, что местный вали (губернатор иранской провинции) отдал приказ «делать с казаками что угодно». Слуги хана отравили несколько лошадей, что заставило Гамалия быстрее двигаться на север, обходным путем. Угроза столкновения с местными племенами были серьезной. Так, 30 мая луры разбили на Чахардаолском перевале казачий отряд, высланный навстречу Гамалию. Последнему пришлось идти прямо через горы, взяв при этом в заложники нескольких местных ханов. 1 июня казаки вышли к своим.

10 июня 1918 г., после выхода России из Первой мировой войны, в прощальном приказе по корпусу генерал Баратов следующим образом оценил значение этого рейда:

«С великой радостью и гордостью я считаю своим долгом отметить в заключительном приказе, героический подвиг нашего славного Уманца Сотника Гамалия, с его доблестной сотней, ставшей затем Георгиевской сотней 1-го Уманского полка, после поголовного ее награждения, бывшим Главнокомандующим Великим Князем Николаем Николаевичем, Георгиевскими крестами.

Гамалию, с его доблестными офицерами и казаками, принадлежит честь установления живой связи между нашим корпусом и войсками соседней Великобританской Месопотамской Армии. Эта сотня пошла на опасное предприятие, в котором она могла погибнуть вся, до последнего человека, как я об этом ее лично предупредил в селении Майдешт – с удивительной по единодушию и отваге решимостью».