Сегодня на большом экране кинотеатра «Украина» состоялся показ документального фильма «Теплоход «Армения». Вспомнить всех». Фильм повествует о двухлетнем исследовании самой масштабной морской трагедии нашей страны, унесшей жизни более 5 тысяч человек. Санитарно-транспортное судно «Армения» было обнаружено и достоверно идентифицировано в апреле 2020 года силами Министерства обороны Российской Федерации при участии специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Исследование проводилось не только в море на глубине 1500 метров в 30 км от Ялтинского побережья, но и в семи государственных российских архивах. Во время поисковых работ специалистами Центра подводных исследований РГО, совместно с Черноморским флотом, был обнаружен и поднят с глубины судовой колокол «Армении». В день кинопоказа реликвию установили в фойе кинотеатра, где гости могли внимательно изучить предмет.
Перед показом выступили: советник Музея обороны Севастополя, секретарь Морской коллегии РГО, председатель Совета регионального отделения РВИО в Севастополе Дмитрий Серов, исполнительный директор севастопольского отделения РГО Ольга Химченко, директор медицинского музея Севастопольского морского госпиталя Черноморского флота, и инициатор установки памятника «Армении» Александр Зубарев, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Латоха, начальник отдела технического сопровождения мероприятий Музея, специалист в области кинематографа и документального кино Сергей Шуневич.
- Сегодняшнее мероприятие стало возможно благодаря поддержке Музея героической обороны и освобождения Севастополя, а также региональным отделениям РГО и РВИО. Этот показ предваряется и возможностью увидеть лично святыню, которая связана с гибелью судна, ставшего местом упокоения нескольких тысяч людей. В фойе выставлен судовой колокол «Армении», поднятый с глубины 1 500 метров специалистами Центра подводных исследований РГО при помощи Черноморского флота. Этот показ специально предназначен для представителей ветеранской общественности, сотрудников Музея, специализирующихся на теме Великой Отечественной войны, актива РГО и РВИО, учащихся и СМИ, - отметил Дмитрий Серов.
Как отметил заведующий ретрокинотеатром Музея Сергей Шуневич, сегодняшняя премьера станет первой в серии показов фильмов в сотрудничестве с региональными отделениями РВИО и РГО. Авторы кинопоказа подготовили для зрителей необычную версию фильма – в него вошли кадры последних памятных мероприятий, прошедших недавно в Севастополе.
Отметим, что РГО и РВИО в Севастополе уже провели совместную экспедицию при поддержке Черноморского флота, которая обследовала место гибели еще одного судна времен Великой Отечественной войны - теплохода "белосток".
Мы публикуем материалы о трагедии санитарного транспорта Черноморского флота, которые представлены авторами фильма - Центром подводных иследований РГО.
В 8 - 8:30 утра 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в последний рейс из порта Ялты в направлении Туапсе. На его борту было до 5500 тысяч пассажиров: раненые бойцы, собственный медперсонал и сотрудники военных госпиталей, экипаж, политактив и гражданские. Все эти люди надеялись эвакуироваться с полуострова, отрезанного войсками вермахта от Большой земли. Враг все глубже проникал в Крым, и единственная надежда на спасение — попасть на судно, уходящее на Кавказ. В 10:20 – 10:40 судно подверглось атаке авиации противника, в результате которой затонуло.
Гибель нескольких тысяч человек, включая лучшие медицинские кадры Черноморского флота, не освещалась в советских СМИ. Несколько десятилетий архивные документы, касающиеся трагедии, хранились под грифом «секретно». Часть из них недоступна исследователям и сегодня. До последнего времени все обстоятельства трагедии не были известны, зато возникло множество мифов о том, где и по какой причине утонула «Армения». До сих пор неизвестно, сколько точно людей эвакуировалось на теплоходе и кому удалось выжить.
ВОССТАНОВЛЕННАЯ ИСТОРИЯ «АРМЕНИИ»
До войны
В 1928 году
Товарно-пассажирский теплоход «Армения» был построен в Ленинграде на Балтийском заводе по проекту Центрального бюро по морскому судостроению. Спущен на воду в 1928 году.
Тактико-технические
характеристики
Водоизмещение нормальное: |
5770 тонн |
Длина по палубе: |
112 метров |
Ширина: |
15,5 метра |
Высота борта: |
7,84 метра |
Осадка при полной загрузке: |
5,95 метра |
Регистровый тоннаж: |
4727 брт |
Конструктивные особенности
По требованию заказчика (Совторгфлот) теплоход имел специфический облик — сплошную двухпалубную надстройку от передней мачты до кормы общей длиной 81,7 метра. Из-за этого центр тяжести судна стал выше. Для придания большей остойчивости судостроителям пришлось разместить в междудонном пространстве 120 тонн твердого балласта.
Установлено
Корпус теплохода стоит на дне на ровном киле. Именно наличие большого количества твердого балласта могло повлиять на положение корпуса при погружении
на большую глубину.
В передней части надстройки на обеих палубах имелись закрытые помещения. На первой палубе располагался салон с квадратными окнами (8 окон по бортам и 11 по фронту), на второй (над салоном) — ходовой мостик. В корме были оборудованы прогулочные палубы. Вдоль бортов попарно одна под другой размещались 16 спасательных шлюпок, рассчитанных на 48 человек каждая. Еще четыре шлюпки, согласно проекту, должны были размещаться на корме, хотя на некоторых архивных фотографиях видны лишь две кормовые шлюпки.
Установлено
Конструктивные особенности являются косвенными идентификационными признаками теплохода «Армения». Они подтвердились в процессе обследования судна, найденного на дне Черного моря.
«Крымчаки»
В довоенное время «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшем рейсы по Черному морю по маршруту Одесса — Батуми — Одесса. Десятки тысяч пассажиров совершили путешествие на борту этого комфортабельного судна. Всего на Крымско-Кавказской линии работали шесть теплоходов, выполненных по одному проекту. В народе их называли «крымчаками». «Аджарию», «Абхазию», «Армению» и «Украину» построили в Ленинграде, а «Грузия» и «Крым» сошли со стапелей завода «AG Krupp» Германии. Помимо Черного моря, «крымчаки» ходили также по Средиземному, заходы в порты Египта.
Эти огромные лайнеры выглядели настолько впечатляюще, что попали в кино. «Армения» снялась в художественном фильме «Сокровище погибшего корабля» режиссеров Владимира Брауна и Исаака Менакера (киностудия Ленфильм, 1935 год) в роли самой себя.
По сюжету ЭПРОН (Экспедиция подводных работ особого назначения) готовится поднять со дна затонувший английский корабль. Главный герой картины водолаз Николай Панов влюблен в девушку Татьяну, которая «стажирует по двигателям» на «Армении». Теплоход в фильме несколько раз подробно показан — четко видны все конструктивные особенности и внешний вид судна в довоенное время.
Установлено
Кадры из телефильма стали одними из важнейших документов при исследовании останков, найденных в Черном море. Основные элементы надстройки, особенности леерного ограждения, характерные обводы корпуса, наличие и вид машинного телеграфа совпали с найденным судном.
Во время войны
В 1941 году
Крымский полуостров стал одной из первых мишеней для армии Гитлера. В 03:15 минут 22 июня 1941 года немецкие бомбардировщики совершили налет на Севастополь. Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Крым стал ключевым направлением плана по захвату СССР. К сентябрю 1941 года немецкое командование сосредоточило военные силы на Перекопе, чтобы полностью оккупировать полуостров. Главными целями были стратегические объекты: такие, как авиационные базы, порты.
С началом войны на Черном море началась мобилизация гражданских судов. Товарно-пассажирские теплоходы стали санитарными транспортами. Их задачей было эвакуировать раненых бойцов, медперсонал и технику в безопасные районы на Кавказе. По распространенной версии «крымчаки» были переоборудованы на судоремонтном заводе им. А. Марти в Одессе.
Установлено
Документов, подтверждающих переоборудование «Армении» или других «крымчаков» на заводе им. А. Марти не найдено. В июле 1941 года на предприятии уже шла эвакуация всего ценного оборудования и демонтаж доков.
На «крымчаках» ускоренно изменили конфигурацию внутренних помещений, организовали операционные и перевязочные. По воспоминаниям очевидцев, переоборудованные теплоходы не были очень удобными для перевозки большого количества раненых. С начала августа 1941 года все суда Крымско-Кавказской линии выполняли рейсы как санитарные транспорты.
Санитарный транспорт
Свой первый рейс санитарный транспорт «Армения» совершила 7 или 10 августа — данные документов разнятся. Эвакуационная вместимость судна была 400 человек, но в среднем за рейс перевозили около 1000 раненых. Теплоход принимал активное участие в эвакуации Одессы. 26 августа судно доставило оттуда в Туапсе 1504 человека – это самый высокий численный показатель эвакуационных рейсов теплохода за август 1941 года. Всего во время обороны и эвакуации Одессы санитарно-транспортное судно «Армения» спасло не менее 16 тысяч человек, совершив 15 рейсов из города в порты Кавказа.
В конце октября советским войскам пришлось отступить к главной базе Черноморского флота — Севастополю. Понимая угрозу осады города, раненых бойцов и мирных жителей было решено эвакуировать в Туапсе. Эвакуация должна была проходить на нескольких судах — танкерах и теплоходах. Среди них оказалась и «Армения».
«Армения» найдена
В 2017 году силами Министерства обороны России недалеко от Ялты и довольно близко к официально опубликованным «приблизительным координатам места гибели теплохода» была зафиксирована магнитная аномалия. В марте 2020 года с помощью гидролокатора бокового обзора военными обнаружен корпус затонувшего судна, совпадающий своими габаритами с характеристиками санитарного транспорта.
В апреле 2020 года в рамках совместной экспедиции Министерства обороны РФ и Центра подводных исследований Русского географического общества объект идентифицирован как теплоход «Армения». Для детального обследования судна, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1 500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат отечественного производства серии «РТ». Непрерывное обследование корпуса подводным роботом продолжалось шесть часов, было произведено семь погружений. Известные по чертежам и кинокадрам конструктивные особенности теплохода «Армения» и обнаруженного корабля совпали.
Установлено
При осмотре борта были отмечены характерные признаки теплохода «Армения». Во время обследования правого борта и кормы судна обнаружен фрагмент резервного штурвального колеса, который видно на кадрах художественного фильма «Сокровище погибшего корабля». Также уцелела стойка судового колокола, и сам колокол, лежащий надписью вверх. На подводных кадрах на колоколе читается имя «Армения».
Во время второй экспедиции в апреле 2021 года на сверхглубине также работал ТНПА, уже дооснащенной дополнительной камерой высокого разрешения.
Установлено
Камера зафиксирована повреждения, свидетельствующие попадание авиабомбы в носовую часть судна. На борту обнаружено артиллерийское орудие 21-К. Шлюпки по правому борту отсутствуют, а все шлюпбалки находятся в положении «за борт». Последнее открытие позволяет утверждать, что спасательная операция началась и какое-то количество пассажиров могли спастись.
Третий выход в море начался 15 мая 2021 года. На глубине 1500 метров снова действует ТНПА, дополненный видеооборудованием.
Установлено
Найдены еще два орудия 21-К и пустая станина от четвертой пушки итого 4 пушки). Шлюпки левого борта также спущены на воду. Погрузочные люки открыты в штатном порядке, что повышает возможность спасения для пассажиров «Армении». В результате уникальной многочасовой операции поднят судовой колокол.
В 2021 году научные ЦПИ РГО скрупулезно изучили все доступные документы в российских и зарубежных архивах. Среди них Центральный архив Министерства обороны РФ, Государственных архив Республики Крым, Российский государственный архив Военно-Морского Флота, Архив военно-медицинских документов, Российский архив социально-политической истории и др.
ВЕРСИИ СЛУЧИВШЕГОСЯ
- На данный момент полный список пассажиров последнего рейса «Армении» не найден. Возможно, что он был утерян в ходе военных действий. Документы с именами медицинского состава, экипажа, доступные в российских архивах, были восстановлены уже после окончания войны в 1945-1947 гг. В статьях и журналистских расследованиях часто упоминается, что в последний рейс стс «Армения» вышла, имея на борту 10000 человек.
Установлено
Согласно найденным архивным документам максимально возможное число эвакуированных было 5500 человек. Однако проверка найденных списков пассажиров показывает, что не все из них сели на теплоход. Вероятно, фактическое число поднявшихся на борт 6 и 7 ноября 1941 года было меньше. В Народном списке содержатся подтвержденные имена пассажиров «Армении».
- В публикациях, в документах дела НКВД упоминается разное количество выживших:1, 2, 6,7,8, 11 и 82 человек.
Установлено
Шлюпки судна были опущены на воду, четыре погрузочных бортовых люка штатно открыты, спасательная операция была начата. Однако научные исследователи ЦПИ РГО не нашли документов, в которых были бы указано кто именно спасся и в порт какого города спасенные были доставлены. На данный момент есть лишь свидетельства выживших – список имен можно найти в Народном списке. Работа в данном направлении продолжается.
- Один из устойчивых мифов утверждает, что на судне организованно эвакуировали детские группы из местных лагерей и санаториев. На памятнике, установленном в санатории «Долоссы» (Ялта), упомянуты дети из ДОЛ «Артек».
Установлено
Архивные документы, а также исследователи говорят о том, что дети из лагерей и санаториев были организованно эвакуированы из Крыма летом 1941 года. Некоторые сотрудники этих учреждений, оказавшиеся в списках пассажиров «Армении», скорее всего, сопровождали вывезенную документацию.
- Сохранилось несколько свидетельств, что гибель «Армении» видели из Ялты (с окружающих гор, с крыши универмага). Бывший крымский партизан Илья Захарович Вергасов пишет в своей книге воспоминаний «Крымские тетради», что видел с Гурзуфа (Никитской яйлы, беседки «Роза Ветров») как утонул теплоход. Эти свидетельства стали причиной того, что долги годы затонувшее судно искали недалеко от Гурзуфа.
Установлено
Теплоход «Армения» найден в 15 морских милях от берега Ялты, это примерно 30 километров. Невооруженным глазом разглядеть из указанных мест гибель теплохода даже в ясную погоду практически невозможно. В эти даты немецкая авиация потопила вблизи берега и другие суда — вероятно, свидетели наблюдали их гибель.
- Версия о том, что «Армения» затонула в результате атаки торпедоносцами встречается во многих официальных публикациях и в показаниях свидетелей.
Установлено
Объект стоит на дне единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает гибель от попадания торпед. При этом надстройки и палубы имеют явные следы разрушений — леерные ограждения и другие элементы вывернуты наружу. Это характерные признаки поражения авиабомбами. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что говорит об авиационном бомбометании по курсу движения судна.
- Свидетели утверждают, что теплоход крайне быстро ушел под воду – за 4 минуты.
Установлено
Шлюпки по обоим бортам были спущены на воду в штатном режиме, что требует не менее 20 минут. Также погрузочные люки были открыты штатно, что тоже требует времени больше 4 минут. Однако, уже под водой судно опускалось на дно стремительно – об этом свидетельствуют выдавленные и деформированные стекла иллюминаторов.
- Существуют свидетельства, что «Армения» вышла в последний рейс, имея опознавательные знаки госпитального судна. Среди них должны были быть большие красные кресты на бортах и палубах, заметные с воздуха; флаг с красным крестом, отсутствие оружия и военного сопровождения. Согласно, Гаагской конвенции 1907 года такие суда не могли подвергать бомбардировке.
Установлено
На подводных кадрах обследования «Армении» виден окислившийся металл корпуса и светло-серые пятна. Однако это не краска, а илистые отложения, накопившиеся за 78 лет пребывания теплохода на дне Черного моря. Ни одного сохранившегося фрагмента краски на бортах судна не обнаружено. Зато на палубе найдены военные орудия 21-К. Точно установлено, что у «Армении» было военное сопровождение. Таким образом, теплоход не был госпитальным судном и не попадал под действие Гаагской конвенции.
- Распространена версия, что после Севастополя санитарное судно успело зайти в бухту Балаклавы, где приняло на свой борт сотрудников НКВД и какие-то ценные вещи.
Установлено
Николай Николаевич Непомнящий, российский писатель, в своей книге Военные катастрофы на море (Москва, 2001) приводит свидетельство бывшей сотрудницы Ялтинского Отдела НКВД Н. С. Малиновской. Она утверждала, что «Армения», выйдя из Севастополя, в пути получила приказ сделать заход в Балаклаву и там забрать работников НКВД, раненых и медперсонал. Людей и ящики с вещами забирали прямо в прямо в море с рыбацких баркасов и катеров. На данный момент научные консультанты ЦПИ РГО не нашли в архивах подлинного свидетельства Малиновской или ссылок на него.
Несмотря на тщательность и масштабность исследования, в истории последний дней теплохода «Армения» остаются вопросы. Возможно, все ответы никогда и не будут найдены, однако мы прикладываем все усилия, чтобы это случилось.
Колокол. Подъем
Завершающим аккордом подводно-исследовательской работы стала успешная операция по подъему судового колокола с носовой части теплохода «Армения». Операция проходила в несколько этапов. Сначала зона расположения колокола была детально обследована для выработки методики его захвата и эвакуации с борта объекта. Сложность состояла в том, что колокол находился под своей штатной стойкой, что существенно ограничивало варианты похода аппарата к нему и затрудняло и без того сложную задачу, нетипичную для данного класса техники. Специально для ее выполнения прямо на борту было изготовлено захватное устройство, обеспечивающее прикрепление поднимаемого объекта к раме аппарата посредством троса. Далее была предпринята попытка зацепа колокола, не увенчавшаяся успехом - захватное устройство требовало доработки. На следующем погружении после 1,5 часов работ объект был зацеплен, начался его подъем. Во время подъема ТНПА не было средств контроля, позволяющих оценить наличие объекта на прицепной система, то есть от момента зацепа, до момента выхода комплекса на поверхность у исследователей не было возможности контролировать состояние подвешенного к аппарату колокола, и даже его наличие.
После успешного завершения операции колокол был подвергнут первичным консервационным процедурам, а чуть позже передан специалистам ЦПИ РГО для окончательной реставрации, которая производится в настоящий момент.
Колокол имеет массу около 32 кг и диаметр 380 мм при высоте 390 мм. Анализ материала колокола показал, что он изготовлен из оловянистой бронзы. Объект имеет классическую церковную форму, как и все судовые колокола тех времен. Язычок утрачен со временем, так как был изготовлен из черного металла. На колоколе выбита надпись «АРМЕНИЯ». Предполагается, что объект станет центральной частью кенотафа жертв теплохода «Армения».