Личный кабинет
Меню
Ростовская область

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Биология предательства Коллаборационизм: прошлое и современность
17 декабря 2021

В конференц-зале Народного военно-исторического комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские вы-соты» состоялось заседание всероссийского круглого стола на тему «Коллаборационизм на юге России в годы Великой Отечественной войны: факты, последствия и современные мероприятия выступила Автономная некоммерческая орга-низация «Военно-исторический центр в Южном округе» совместно с поисковым объединением «Миус-фронт» при содействии Фонда президентских грантов. В работе кругло-го стола приняли участие учёные-историки из Москвы, Санкт Петербурга, Ростова-на-Дону, Ростовской области, Волгограда, Симферополя, Пятигорска и Луганска.

С докладами и дискуссионными прениями выступили: председатель АНО «Военно-исторический центр в Южном округе» Александр Нетёсов, руководитель поискового объ-единения «Миус-фронт», координатор движения «Бес-смертный полк России» в Ростовской области Андрей Куд-ряков, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН профессор ЮФУ доктор исторических наук Евгений Кринко, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института РАН, профессор Санкт-Петербургского политехнического уни-верситета Петра Великого доктор исторических наук Борис Ковалёв, старший научный сотрудник института истории

Санкт-Петербургского государственного университета, кан-дидат исторических наук Иван Петров, доцент ЮФУ канди-дат исторических наук Людмила Табунщикова, профессор Пятигорского государственного университета доктор исто-рических наук Сергей Линец, доктор философии в совре-менном мире Михаил Кизилов из Симферополя, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала РГЭУ) кандидат исторических наук Валентина Агеева, за-ведующий архивным отделом Московского научно-просветительского центра «Холокост» Леонид Тёрушкин, доцент Луганского государственного университета имени Владимира Даля кандидат исторических наук Игорь Тата-ринов, профессор Московского государственного педагоги-ческого университета доктор юридических наук Александр Епифанов, заведующий лабораторией казачества ЮНЦ РАН, профессор ЮФУ доктор исторических наук Андрей Венков, командир сводного поискового отряда «Донской» Вячеслав Градобоев, младший научный сотрудник ЮНЦ РАН Константин Воронин, архивист 1-й категории Центра документации новейшей истории Ростовской области Вла-димир Венков и другие лица.

Коллаборационизм – термин, пришедший в наш язык из Западной Европы. И раскрывающий, суть сотрудниче-ства государственных структур ряда западноевропейский стран с германскими оккупационными властями в период Второй мировой войны 1939-1945 годов. Яркий пример то-му режим Виши во Франции и Квислинга в Норвегии. Ничего подобного в нашей стране на оккупированных территориях Советского Союза не наблюдалось. Тем не менее, нынеш-нее отечественное научно-историческое сообщество упо-требляет данный термин и по отношению к советским граж-

данам, сотрудничавших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов с немецко-фашистскими захватчи-ками. Отчего и возникают различные научные коллизии на это счёт, а то и разночтения по его трактовке в современ-ном постсоветском обществе.

Все доклады круглого стола были распределены по те-матическим блокам-панелям, по названиям которых можно судить о глубине и разностороннем научном подходе к рас-крытию такой животрепещущей, по современным меркам, исторической проблематике. В данном случае это «Колла-борационизм как историческое явление: проблемы типпо-логии и изучения, «Де6ятельность Русской православной церкви на оккупированных территориях», «Коллаборацио-низм на Северном Кавказе, Крыму и на Дону», «Преступле-ния коллаборационистов на оккупированной территории», «Коллаборационизм в управлении и образовании», «Неот-вратимость наказания и последующая судьба коллабора-ционистов» и «Проявления коллаборационизма в Ростов-ской области».

Дискуссия между участниками круглого стола велась, в том числе и вокруг точного применения данного термина относительно разных категорий советских граждан, в той или иной мере сотрудничавших с оккупационными властя-ми. Дело в том, что в послевоенные времена в СССР их всех скопом обвиняли в измене Родине, хотя с правовой точки зрения это касалось, прежде всего, военнослужащих РККА, которые давали присягу. А значит налицо факт изме-ны. В то же время были приведены и факты силового при-нуждения германских оккупационных властей к некоторым категориям советских граждан с целью привлечению их к сотрудничеству. Так под угрозой немедленного расстрела

осуществлялась на оккупированных территориях трудовая деятельность врачей, учителей, представителей сельской интеллигенции, а колхозники порой вынуждены были сда-вать продукты по нормам германского командования. И по-пробуй их не выполни.

Поэтому на круглом столе развернулась полемика по поводу того, чтобы несколько расширить рамки коллабо-рационизма, имея в виду его различные аспекты, в том числе политические, экономические и другие. Среди причин коллаборационистских настроений части советского насе-ления на первом месте, по мнению многих участников круг-лого являлись сугубо личностные интересы, а также страх смерти. Но при этом каждый такой случай требует индиви-дуального исследовательского подхода.

В то же время нельзя не отметить и несовершенство советского военного законодательства, юридические нормы которого не предусматривали даже мысли о сдаче в плен военнослужащих РККА, исчерпавших все средства к сопро-тивлению. Германская пропаганда активно использовали заявленный советский тезис, что пленные бойцы и коман-диры Красной армии сплошь и рядом предатели в своих целях. Но надо сказать у них ничего не вышло. Подавляю-щее число советских военнопленных предпочло как-то вы-живать в немецких лагерях измене Родине и не пошло на сотрудничество с врагом, терзающим нашу страну.

Сегодня в некоторых независимых республиках на постсоветском пространстве бывшие участники коллабора-ционистских формирования обрели статус борцов за сво-боду. Им воздаются всевозможные почести и это несмотря на то, что у многих из них руки по локоть в крови женщин, стариков и детей. Это в полной мере относится к странам

Балтии, где с циничной откровенностью назвали детский концлагерь Саласпилс обыкновенным воспитательным учреждением, а на Украине бандеровских упырей прирав-няли к ветеранам Великой Отечественной войны.