На прошлой неделе на станции Поныри открылся историко-мемориальный комплекс, посвящённый подвигу советских бойцов и железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Корреспондент «Московского железнодорожника» выяснил, как создавалась уникальная экспозиция.
В июле 1943 года это место стало ареной ожесточённых боёв. Через небольшой посёлок Поныри враг рвался к Курску. Станция Поныри занимала стратегическое положение, прикрывая железную дорогу Орёл – Курск. Натиск удалось выдержать – Северный фас «Огненной дуги» прославил оборону советских войск, а маленькую станцию немцы прозвали «курским Сталинградом». К 80-летию победы в Курской битве столичные железнодорожники создали здесь историко-мемориальный комплекс.
Воссоздавали по крупицам
Мемориальная композиция «Воинский эшелон» заняла своё место у береговой платформы станции Поныри. Среди образцов подвижного состава времён Великой Отечественной войны – паровоз Эр743-31 1935 года выпуска, вагон-теплушка, цистерна, бронедрезина и макет «катюши».
«Многое делали практически с нуля, – рассказывает заместитель главного инженера МЖД Владимир Беспалов. – Пришлось проявить все свои рационализаторские таланты, но в первую очередь определились, что мы сможем сделать собственными силами, а где потребуется помощь. Стояла задача создать экспонаты, идентичные той технике, которая использовалась на дороге во время войны. Например, была фотография бронедрезины 1942 года. Нашёл чертежи. Посмотрели их вместе с коллегами из вагоноремонтного депо и решили сделать сами. Работники ремонтного локомотивного депо Курск полностью отреставрировали цистерну. Эсцебисты изготовили семафор по чертежам 40-х годов».
По словам собеседника, каждый железнодорожник, участвовавший в реализации проекта, вложил в него частичку своей души. «Трудность в том, что сейчас практически не найти подвижной состав тех лет, а стилизовать действующую технику сложно из-за конструктивных особенностей. Например, раньше были крюки, теперь автосцепка. Те же откидные борта были другие. Подножек на теплушках раньше не было, висела только цепочка, поэтому мы приварили цепь».
Теплушка как элемент композиции подразумевала штабной вагон, где был воссоздан ещё и интерьер: внутри находятся нары, буржуйка и стол для совещания командного состава поезда.
Уже в августе было принято решение дополнить «Воинский эшелон» реактивной миномётной установкой БМ-13 «катюша». Встал вопрос, где взять платформу. Работники Курской дистанции электроснабжения взяли это на себя, и через полторы недели «катюша» встала на двухосную платформу.
«Многие задачи приходилось решать прямо на месте. Неоднократно меняли решения, производили корректировки, – рассказывает начальник Курской дистанции электроснабжения Сергей Белкин. – Планы-схемы чертились буквально на земле. Время поджимало, приходилось трудиться и в будни, и в выходные, максимально используя световой день».
Проложили новый путь
Чтобы эшелон установить на специально оборудованную площадку, потребовалось сделать насыпь и построить 430 м временного пути, из которых 75 м стали основанием для экспозиции.
«Основная трудность, с которой мы столкнулись, – это движение поездов. Для работы нам потребовалось двухдневное «окно», – поясняет заместитель начальника Курской дистанции пути Евгений Артамонов. – Обрезали главный 9-й путь и переместили на другою ось, чтобы уложить рельсошпальную решётку временных путей».
Путейцы выполнили и не совсем типичную для себя работу – уложили плитку на переходах станций линии Курск – Поныри.
Интерактивная книга
Но самое трудное, по словам железнодорожников, заключалось не в физической работе с «бетоном и металлом», а в кропотливом поиске информации о железнодорожниках, которые в период «Огненной дуги» сражались на фронте и трудились на прифронтовых участках. Эта работа продолжается и сейчас. На момент открытия мемориального комплекса была собрана информация о 3768 железнодорожниках, найдено 1050 фотографий. Обрабатывать большой массив данных помогали архивные работники МЖД во главе с начальником архива Людмилой Близнюк, а также курские краеведы – профессор Владимир Коровин и почётный железнодорожник Александр Манжосов. Сегодня познакомиться с этой информацией можно в интерактивной Книге Памяти.
Это проект, примеров которому пока на сети дорог нет. Здесь можно найти железнодорожников военного времени по определённым параметрам, к примеру, работавших на конкретном предприятии Курского узла.
Идею интерактивного музея внёс в концепцию проекта главный инженер МЖД Дмитрий Шустов. При его непосредственном участии железнодорожники региона посетили парк «Патриот», чтобы набраться опыта и взять на заметку самые интересные решения. Большую помощь в работе оказали сотрудники Московского центра научно-технической информации и библиотек Надежда Черната и Ирина Паршакова.
«Материалы о почётном железнодорожнике Иване Ивановиче Калужских – начальнике вокзала Поныри в годы войны – нам предоставил его сын Олег Иванович, руководивший в своё время железнодорожной больницей», – рассказывает начальник станции Поныри Лидия Назаренко.
Некоторые из экспонатов действующей экспозиции были найдены на чердаке здания вокзала: штемпель, книги «Справочная книга начальника станции», «Руководство электромеханика-монтёра электроблокировки», а также Почётная грамота, датированная январём 1979 года, где руководство Курского отделения дороги благодарит коллектив станции Поныри – победителя конкурса «За обеспечение безопасности движения, активное участие в общественном контроле».
Связь сквозь время
Проделанная работа впечатлила гостей, присутствующих на открытии мемориального комплекса, среди которых был пассажир «Поезда Победы», заместитель командира по военно-политической работе 5-й отдельной Познанской Краснознамённой железнодорожной бригады подполковник Александр Паченков. С 1941 по 1943 год личный состав бригады занимался восстановительными работами на участке Касторная – Курск – Льгов. Восстанавливала она и пути к станции Поныри.
«Прикоснулись к частичке прошлого и получили огромное удовольствие. Большое впечатление оставила музейная экспозиция, где есть стенд, посвящённый нашему соединению, – сказал военный. – Эта память и преемственность поколений много значат, особенно сейчас. Обязательно расскажем молодёжи об поездке на «Поезде Победы» и о станции Поныри».
Сергей Васюкович