С 23 по 24 октября в Москве в МГИМО при поддержке РВИО прошел Всероссийский форум учителей истории и обществознания. Мероприятие стало ключевой площадкой для обмена опытом и обсуждения современных подходов к преподаванию.
Форум собрал порядка 400 педагогов, методистов и представителей региональных институтов развития образования из 85 регионов России.
Во второй день мероприятия прошли лекции и мастер-классы ведущих экспертов. Помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский выступил с лекцией, посвященной восстанию декабристов. В декабре 2025 года в России будет отмечаться круглая дата – 200 лет со дня событий на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
- Трудно однозначно оценить движение декабристов. Революционеры или бунтовщики, мятежники или реформаторы с благородными помыслами. Почему они действовали именно так? Всегда ли цель оправдывает средства? Всегда ли можно использовать любые средства для достижения благородной цели? А благородна ли цель? Это собственно те вопросы, которые можно обсуждать со школьниками, - сказал Владимир Мединский.
К знаменательной дате в Санкт-Петербурге планируется закладка камня в основание будущего памятника политическому деятелю, генералу от инфантерии Михаилу Андреевичу Милорадовичу. Также пройдут научные конференции и круглые столы, посвященные роли декабристов в истории России.
- Милорадович не только жертва восстания, но и деятельный губернатор Санкт-Петербурга, который сделал немало хорошего для города и, безусловно, он один из главных Героев наполеоновских войн, образцовый военный и эффективный полководец. В советские годы факт гибели на Сенатской площади стал причиной если не забвения, то некой негативизации его образа. Хотя Милорадович и Багратион две почти разнозначные фигуры и вечные конкуренты по службе, - отметил Помощник Президента Российской Федерации.
Владимир Мединский убежден, что к движению декабристов нужно относится без восхваления или осуждения. Важно понять их мотивы и поступки, сделать правильные выводы.
- Довольно много улиц, набережных и площадей в нашей стране названы именами декабристов. Люди уже не помнят, что это за исторические деятели. А если и помнят, то как-то однобоко. Именно поэтому в течение следующего года мы хотим на всех улицах, названных в честь декабристов разместить соответствующие информационные таблички, рассказывающие об этих людях. Максимально нейтрально, без приговоров, без осуждений или восхвалений, - подчеркнул Владимир Мединский.
В ходе выступления речь также шла и о единых государственных учебниках по истории. Сейчас ведется работа над второй редакцией учебника для 6-ого класса. Учебник будет понятнее для школьников и не содержать лишних цифр.
- Наша задача сделать текст лучше, проще, понятнее. Убрать лишние ненужные детали, избыточные вопросы, методологию. Мы все учитываем и действительно хотим, чтобы у нас был самый лучший в мире учебник. Безусловно, рано или поздно он таким и будет, - сказал Владимир Мединский.
Спикерами форума также выступили: Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, Референт Управления Президента Российской Федерации по государственной политике в гуманитарной сфере, ответственный секретарь государственных линеек учебников по истории и обществознанию Владислав Кононов.
Также состоялось чествование победителей Всероссийского конкурса методических разработок по историческому просвещению. Конкурс проводился в пяти номинациях: «Лучшее внеурочное занятие по историческому просвещению», «Лучшее внеклассное мероприятие «Наши защитники Отечества», «Школьный музей и историческое просвещение», «80-летие Победы в Великой Отечественной войне», «Лучшие практики использования цифровых ресурсов РВИО».
Форум проводится по инициативе Министерства просвещения РФ при поддержке Российского общества «Знание», Российского военно-исторического общества и Института содержания и методов обучения имени В. С. Леднева.
Фото: пресс-служба МГИМО
