Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

«Военная история в играх: границы реальности»
27 сентября 2025
«Военная история в играх: границы реальности»

Сегодня в Москве состоялся просветительский форум РВИО «Военная история в играх: границы реальности». Мероприятие посетило свыше тысячи человек.

Форум объединил ведущих историков России, педагогов, разработчиков игр, киберспортсменов, а также представителей профессиональных и молодежных сообществ. Эксперты собрались чтобы обсудить роль исторической достоверности в видеоиграх.

- Популярность компьютерных игр растет с каждым днём. Дети и взрослые проводят за этим занятием все больше времени, что заставляет задуматься, как использовать игры во благо — в первую очередь, для обучения и развития. Игровой формат популярен у молодежи. Он может стать отличным инструментом просветительской работы. Видеоигры, о которых пойдет речь сегодня, стимулируют интерес к изучению истории, - отметил Исполнительный директор Российского военно-исторического общества Виталий Мартынюк. Он напомнил, что при участии РВИО в 2014 году была разработана компьютерная игра «Илья Муромец». Она посвящена первому в мире русскому стратегическому бомбардировщику, выполнявшему задачи в годы Первой мировой войны. Это предшественник современных самолётов стратегической авиации.

Заместитель Председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы Артур Берлов передал слова приветствия от имени Мэра Москвы Сергея Собянина:

- В современном мире игры становятся не просто развлечением, но и мощным инструментом познания прошлого, способным привлечь внимание молодого поколения к важным историческим событиям. Военно-историческая тематика в игровой индустрии открывает новые горизонты в сфере просвещения и образования. Она помогает сохранить память о героическом прошлом Отечества и передать ее будущим поколениям в увлекательном формате.

Правительство Москвы уделяет большое внимание популяризации исторических знаний и развитию креативных индустрий. Мы благодарны Российскому военно-историческому обществу за организацию в столице этого важного мероприятия. Форум является площадкой для конструктивного диалога между историками, экспертами, разработчиками игр, представителями молодежных организаций. Убежден, что результатом обсуждения станут новые интересные и качественные проекты, в основе которых – любовь к истории и Отчизне, сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей нашего народа, - говорится в приветствии. 

Также к гостям и участникам форума обратился Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Алексей Гореславский. Он отметил, что 62 процентов населения России иногда проводят досуг в играх, считая компьютерные, мобильные и настольные игры. «Институт развития интернета» уделяет большое внимание поддержке отечественных производителей игрового контента.

Форум организован Российским военно-историческим обществом при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках национального проекта «Молодежь и дети». Партнёром форума выступил «Ростелеком».

- Игровая индустрия сейчас – катализатор цифровой экономики в стране. «Ростелеком» в июле этого года вывел на рынок игровую платформу, сейчас там 5,5 тыс наименований, к концу года их будет уже 7,5 тысяч. И мы видим, что с развитием игровой индустрии развиваются и другие направления: киберспорт, онлайн-образование. Но развитие гейминга может быть вкладом и в развитие и поддержку нашего культурного кода. Буквально на этой неделе «Ростелеком», «Леста», Федерация компьютерного спорта России, РВИО и «Единая Россия» подписали большое соглашение о проведении общероссийских киберспортивных турниров, приуроченных к 9 мая и другим праздникам. Финал мы планируем провести в Музее Победы в Москве, - подчеркнул Александр Ряховский, директор офиса перспективных и партнерских проектов «Ростелекома»:

Особыми гостями мероприятия стали ветераны Специальной военной операции, Герои России Иван Болдырев, Антон Старостин, Игорь Юргин, а также кавалеры Ордена Мужества Роман Гришин и Сергей Проклов.

- Мы готовы делиться опытом, готовы подсказывать, помогать. И сейчас вместе с разработчиками, когда мы будем на разных площадках, мы с удовольствием выслушаем вас и ответим на все вопросы. Продуктивного вам форума и хорошего дня, - сказал Герой России, Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха, участник программы «Время Героев» Игорь Юргин.

- Сегодня игры - это не просто какое-то хобби, а непосредственный инструмент для работы с молодёжью, средство получения не только развлекательной, но и полезной информации. И сейчас, играя в игры, есть возможность хотя бы виртуально погрузиться в те события, которые пришлось пережить нашему народу. И хотя бы чуть-чуть почувствовать то, что пришлось испытать нашим людям. Сегодня на этой площадке находятся разработчики, преподаватели, военные блогеры и журналисты, наша молодёжь. Хочется пожелать, чтобы этот день для вас запомнился, вы получили новые знания и в дальнейшем ими воспользовались, - отметил Герой России, Заместитель председателя Государственного комитета молодежной политики Республики Крым, Советник Главы Республики Крым, участник программы «Время Героев» Антон Старостин.

В ходе форума работали тематические сессии: «Историческая достоверность в играх: между правдой и вымыслом», «Культурный код и национальная идентичность в видеоиграх», «От шахматной доски до цифровой вселенной: игра как форма культурной политики» и другие. Участие в них приняли: кандидат исторических наук, член Научного Совета РВИО Юрий Никифоров, директор медиа-агентства «Навигатор» Константин Подстрешный, операционный директор игры «Мир танков» Борис Синицкий, генеральный директор студии «Сайберия Нова» Алексей Копцев, Продюсер серии игр «Ил-2» Даниил Тусеев, руководитель GR-направления компании «Мир Хобби» Максим Лозовский, генеральный директор ООО «Пионеры игрового искусства» Артемий Большаков и другие.

Одним из ключевых моментов стало подписание Соглашения о сотрудничестве между Российским военно-историческим обществом и ведущими российскими студиями. Документ закладывает основу для совместной работы над проектами, в которых историческая достоверность сочетается с игровой механикой. В перспективе такие игры могут войти в учебный процесс как вспомогательные материалы.

Для юных посетителей форума работали интерактивные зоны: кибертурнир по игре «Передний край», игротека с историческими настольными играми, масштабные игровые пространства и хакатон для начинающих разработчиков.

Особый интерес вызвала финальная дискуссия с участием Президента Федерации блогеров России Марка Можальского, режиссёра и композитора Михаила Медалина, общественного деятеля Максима Петренчука, а также специального гостя — киберспортсмена и разработчика Григория Королёва («Гриша Путин»), который в мировом игровом сообществе неоднократно выступал в поддержку Специальной военной операции.

Как отметили гости Форума, игры могут быть не только развлечением, но и мощным инструментом просвещения, способствующим формированию у подростков интереса к истории и уважения к прошлому России.

Форум стал не просто площадкой для обмена мнениями, но и отправной точкой для системного сотрудничества между игровой индустрией и образованием. Его итоги подтвердили: цифровая эпоха требует новых подходов к работе с Исторической Памятью, и игры могут стать одним из самых эффективных каналов вовлечения молодежи в дело изучения и сохранения истории Отечества.