Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

В Тироле пройдет военно-исторический форум РВИО
25 июня 2014
В Тироле пройдет военно-исторический форум РВИО

 

Международный полевой военно-исторический форум Российского военно-исторического общества «Помним всех – тирольская память» пройдет в Доломитовых Альпах (горный массив на северо-востоке Италии) с 25 июня по 7 июля. Его главная цель – восстановление мест захоронений и имен русских военнопленных, погибших здесь в годы Первой мировой войны.

 

Более десяти молодых, но уже опытных поисковиков из России и Белоруссии посетят места, где принудительно работали около ста тысяч военнопленных из России и Сербии. Они были доставлены сюда после пленения в ныне итальянский регион Южный Тироль (до 1919 года он был территорией Австрии) для строительства высокогорной железной дороги между долинами Валь Изарко (520 м над уровнем моря) и Валь Гардена (1592 м). Шла Первая мировая война и дорога нужна была австрийской армии для пополнения запасов фронта в районе Доломитовых гор.

 

24 километра железнодорожных путей в скальных породах, с перепадом высот более километра, в зимнее время – для многих пленных эти скалы стали местом упокоения. Люди погибали сотнями от истощения и холода. 26 ноября 2011 года в этих местах, где сейчас проходят международные горнолыжные трассы, был установлен бронзовый барельеф работы скульптора Рунгальдира Хермана Йозефа с фигурами людей, под надзором охранника таскающих непосильные вагонетки с горной породой. Этот памятник на собственные деньги установил местный житель Луис Шенк д’Ансл, 40 лет отработавший горным проводником альпинистов. Он слышал о лишениях и страданиях русских пленных от своей матери и не хотел, чтобы люди забыли о той войне. 

- Я решил, что это мой долг, сохранить память, молодые должны знать о тех жертвах», - сказал Луис Шенк д’Ансл на открытии памятника в Южном Тироле три года назад.

А сейчас сюда направляется группа российских и белорусских поисковиков, которые будут работать в содружестве с местными жителями - тирольцами. Цель международного военно-исторического лагеря – отыскать места гибели наших соотечественников, участников Первой мировой войны, которых судьба забросила в Тироль. Установить по возможности их имена, создать реестр воинских захоронений и заручиться поддержкой местных властей, чтобы могилам русских солдат и офицеров оказывался достойный уход.    

- В Тироле продаются очень хорошие карты местности с указаниями всего, что связывает эти места с событиями Первой мировой войны 1915-1918 годов, - рассказывает начальник выездного лагеря, глава Департамента по работе с государственными и общественными организациями РВИО Денис Садовников. – Карты подробные, на двух языках, как и принято в этом регионе – немецком, итальянском. И в них есть все, кроме упоминания о присутствии здесь русских солдат, участников Первой мировой. Наша задача – восстановить историческую справедливость и добиться, чтобы карты несли всю информацию о регионе и присутствии здесь русских.  

Участники лагеря поднимутся в горы до высоты 2700 метров над уровнем моря (район города Сесто) и пройдут по местам, связанным с пребыванием здесь русских военнопленных. Посетят и приведут в порядок места захоронения русских солдат на военном кладбище «Нассванд» города Брунеко. Создадут реестр объектов, которые строили здесь русские пленные, мест их содержания и захоронения. Будет выработана стратегия ведения последующих военно-археологических работ в условиях высокогорья, да и сами поисковики подтянут здесь свою горную подготовку. 

4 июля участники Форума «Помним всех – тирольская память» примут участие в памятной церемонии, которая пройдет в деревянной часовне, построенной русскими военнопленными на высоте 2600 метров, рядом с горным приютом Каре Альто в долине Рендена – Трентино. А 5 июля в Свободном Университете города Больцано одноименной провинции Тироля, Русский Центр им. Н.И. Бородиной Мерано, при участии Российского Военно-Исторического общества проведет региональную конференцию «Русские страницы Великой Войны в Тироле», посвященную судьбам русских военнопленных в австрийском регионе Италии и тирольских военнопленных в России.

- Сотрудничество Южного Тироля и России интересно обеим сторонам, ведь без нашего участия жители австрийского когда-то региона не смогут узнать о судьбе своих родственников, ставших военнопленными в России, - убежден Денис Садовников. - Нас связывает общая история, память о Первой мировой войне. А кроме того нам важно освоить европейские стандарты ведения поисковой работы. И для наших молодых коллег это важно вдвойне. Эта работа должна вестись осмысленно, с пониманием того, какое значение это имеет для истории, для России, для судеб конкретных людей – родственников погибших. Вполне возможно, этот лагерь станет   формой поощрения наиболее активных ребят, из которых в будущем вырастет поисковая элита и которые позже возглавят эту работу и будут достойно представлять ее, и в нашей стране, и за рубежом. Проект будет существовать на средства частных инвесторов и станет базой для военно-исторического туризма, студенческих слетов и сотрудничества между регионами России и Италии.

 

Для справки

Строительство железной дороги в Южном Тироле началось в сентябре 1915 года, а через полгода, 6 февраля 1916-го, был пущен «поезд Валь Гардена» от городка Кьюза (Chiusa, Klausen) до станции План (Plan). Железная дорога Кьюза - План функционировала 44 года. Последний «поезд Валь Гардена» прошел здесь 28 мая 1960 года. У местных жителей до сих пор хранятся кресты, кольца, ремешки, которые делали русские военнопленные, строившие дорогу, чтобы обменивать их на еду.

Русский центр им. Надежды Бородиной в городе Мерано – правопреемник одноименного центра, который действовал здесь с 1875 по 1914 года (первое название Благотворительное общество русских жителей Мерано («Русский комитет») - располагает данными о почти 200-х военнопленных, погибших на строительстве железной дороги в тирольских Альпах и похороненных в административном центре провинции -  городе Больцано.