Бойцы Орловского поискового объединения «Огненная дуга» совместно с коллегами из тульского отряда «Наследие» обнаружили место гибели советского летчика-истребителя, сбитого в ходе воздушного боя в июле 1943 года. Экспедиция Российского военно-исторического общества проходит на Северном фасе Курской дуги. Событие прокомментировал руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Баринов.
- Находка и подъем самолета с летчиком - неординарное в поиске событие. Работа очень сложная, трудная и опасная. Детали самолета при ударе о землю уходят глубоко в почву, а боеприпасы, находившиеся на борту самолета, становятся особенно опасными при внешнем воздействии. По опыту, определить имя пилота удается редко, так как при проводимых работах не всегда можно найти личные документы, ордена или номера на деталях боевой машины. Летчик и его самолет на момент своей гибели могли гореть, машина могла нести бомбовую нагрузку. В таких условиях при падении с большой высоты артефакты, позволяющие установить личность, с большой вероятностью погибают, - сообщил Сергей Баринов.
Ранее о результатах поисковой экспедиции рассказал руководитель отряда «Наследие» Андрей Марандыкин. По его словам, при поисковых работах на месте гибели боевой машины почти сразу были обнаружены человеческие останки:
- Уже в первый час работы были найдены человеческие кости, что означало присутствие в упавшем самолете пилота. Обрывки шлемофона летчика попадаются в разных местах раскопа. Первые находки деталей и боеприпасов самолета позволили предположить, что найден советский истребитель «ЯК». В этот день удалось «заглубиться» на 2,5 метра, обнаружить остатки алюминия, плексигласа, окрашенной ткани.
На глубине почти 4-х метров поисковики обнаружили обувь пилота и другие предметы:
- В самом низу раскопа мы обнаружили сапоги погибшего авиатора, часть фрагментов шлемофона с одним наушником, обе педали управления, часть стойки шасси и несколько трубок каркаса кабины.
Также подняты боеприпасы от бортовых пулеметов «УБС» и пушки «ШВАК». Находки позволили установить марку самолета. С большой долей вероятности это советский истребитель «Як-7Б».
Номерных деталей, позволяющих идентифицировать боевую машину и пилота, пока не обнаружено. Тем не менее, на сегодняшний день известно, что в районе поисковых работ 13 июля 1943 года германскими летчиками были сбиты три советских самолета. В то время на «Яках» воевали советские летчики пяти авиаполков. К какому из них принадлежал найденный самолет, и кто был его пилотом предстоит выяснить в ходе архивных исследований.
Фото: портал «Тульские СМИ»