Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

В Международный день кино важно помнить о достоверности сюжета
28 декабря 2015
В Международный день кино важно помнить о достоверности сюжета

28 декабря - Международный день кино. 120 лет назад в Париже братья Люмьер организовали первый публичный кинопоказ. И если в начале прошлого века немое кино - было чудом, то сейчас возможности кинематографа позволяют творить чудеса с помощью фантастических технологий. Кино стало не просто важнейшим из искусств, оно заполонило жизнь каждого человека, войдя практически во все дома с помощью телевидения. Кино стало общедоступным. Для многих поход в кинотеатр до сих пор остаётся праздником. Однако кинематограф - это не только фабрика грёз. Это ещё и один из верных способов сохранить факты истории.

 

Очень важно, чтобы художественный вымысел не искажал историческую правду, а добавлял глубину, драматургию событиям, оказавшим влияние на судьбу страны. Особенно, когда это касается военной истории, героического прошлого России.

Молодое поколение судит о делах минувших дней, об истории страны не только по книгам, но и по фильмам, художественным и документальным. Может быть, поэтому вслед на Годом литературы в нашу страну приходит Год кино. Именно киногерои становятся для подрастающего поколения - примером для подражания.

В связи с этим кажется странным, что один из центральных каналов в прайм-тайм показывает в Международный день кино фильм с сомнительным с точки зрения исторической достоверности сюжетом.

Комментарий Научного директора РВИО Михаила Мягкова:

Канал Рен-ТВ в вечернем эфире понедельника, 28 декабря, намерен демонстрировать фильм «Сволочи» режиссера А. Атанесяна по повести В. Кунина. Напомним, что действие фильма происходит в 1943 году. Советского полковника-альпиниста освобождают из заключения для выполнения секретного задания. Он должен подготовить диверсионную группу, состоящую из 14-15-летних подростков, приговорённых к смертной казни за совершённые ими преступления. Эту группу отправляют в Карпаты для уничтожения немецкого склада топлива. Когда фильм «Сволочи» впервые выходил на экраны в 2006 г., его создатели заявляли, что он основан на реальных событиях. Однако после демонстрации картины разгорелся скандал. Выяснилось, что фильм вышел на экраны без предварительного просмотра экспертной комиссией историков. Более того, на вручении фильму премии MTV Владимир Меньшов отказался вручать приз и заявил, что картина «подлая и позорящая страну».

Стоит еще раз сказать, почему фильм вызвал такое резкое и единодушное неприятие большинством населения нашей страны. А заодно задуматься – зачем канал Рен-ТВ собрался его повторять в прайм-тайм. Что это – простая глупость, бездумная погоня за телезрителем?

Приведем лишь несколько фактов, относящихся к положению подростков в то тяжелейшее для нашей страны время. Великая Отечественная война принесла великое горе всему населению Союза, но больше всего страдала самая беззащитная его часть - дети. Огромные потери на фронте привели к тому, что появилось множество детей, оставшихся без родителей. Местные власти, по возможности, оказывали помощь в устройстве сирот. Заботу о них брали на себя и простые люди, приводя к себе в семьи. 23 января 1942 года, руководство страны приняло специальное постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». На НКВД СССР ложились функции выявления безнадзорных детей в возрасте до 15 лет и размещения их в приемниках распределителях. Детей до 14 лет предписывалось направлять в школы или училища ФЗО. Семьям, принимающим к себе сирот, кстати говоря, оказывалась хоть небольшая, но материальная помощь. В августе 1943 г. были учреждены Суворовские училища, прежде всего, для детей, которые потеряли на войне своих родителей. Мы знаем о сыновьях полка – подростках, принимаемых в состав той или иной части. Об их службе и порой героических поступках на фронте в советское время писалось очень много. Жаль, что сейчас об этом говорят не так много.

Все документы, материалы, воспоминания подтверждают, что сыновья полка, суворовцы, дети сироты – были предметом особой заботы старших. Их старались сохранить, обучить и воспитать для будущей жизни. В Ленинграде занятия в школах проводились даже в условиях жесточайшей блокады и голода. Правительство делало также все возможное, чтобы предупредить развитие детской преступности, уберечь молодое поколение от совершения противоправных действий. Все это соответствовало социальной политике, проводимой тогда государством.

Но нет никаких документов о том, что наше командование в годы войны использовало осужденных подростков в специальных подразделениях, направляемых для диверсий в тылу врага. Представители ФСБ после выхода фильма «Сволочи» не раз заявляли, что в системе органов НКВД — НКГБ не было школ по подготовке диверсантов из несовершеннолетних. Их существование (продемонстрированное в картине) откровенная ложь. Военные архивы также не имеют на этот счет никаких документов.

Зато есть другие свидетельства – советских подростов использовали для своих разведывательных целей именно немцы. Так, в ФСБ России хранятся материалы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной абверкомандой-203 в июле 1943 года в Германии. Немцы не гнушались никакими средствами для достижения своих целей. На оккупированной территории они отрывали детей от родителей, расстреливали их вместе со взрослыми, душили газами, уничтожали в концлагерях. Это была практика нацизма, в которой использование детей для разведки и подрывной деятельности не выглядело чем-то из ряда вон выходящим. Использование малолетних представителей низшей расы для своих нужд находило понимание, как в вышестоящих, так и низовых звеньях германского командования. Какой-то моралью здесь и не пахло. Еще один пример, в архиве ЦАМО РФ удалось обнаружить документ, говорящий о том, что в 1942 г., в период битвы за Кавказ, в станицах Губская, Лабинская, Боговская оккупанты проводили обучение для несения караульной службы советских подростков, которые должны были прикрывать тылы дивизии «Эдельвейс». Но детей в эти караульные подразделения загоняли под страхом смертной казни. В этом был звериный лик фашизма.

Но зачем в фильме «Сволочи» все ставится с ног на голову, перевираются факты? Видимо создателям фальшивки хочется доказать, что наш режим был такой же преступный, как и нацистский. Поставить СССР и гитлеровскую Германию на одну плоскость заветная мечта некоторых западных и отечественных «исследователей» уже на протяжении долгого времени. Алгоритм их действий такой - раз Россия наследница СССР и Великой Победы, значит надо опорочить эту Победу и людей, ковавших ее, любыми способами. В этой связи фальшивка, внедренная в художественную вещь, становиться хорошим фоном для дальнейшей работы во вред интересам нашей страны. Смотрите, мол, они – гитлеровцы – уничтожали детей, и советское командование тоже!

Но ведь не задумываются создатели нашумевшей картины, что, приводя такие невероятные и лживые факты, они сами становятся похожими на нацистов. Разве мы забыли, что главный пропагандист третьего рейха Геббельс заботился как раз о том, чтобы ложь целенаправленно и массированно внедрялась в сознание неискушенной массы. Приемы лживой пропаганды мы испытали на себе в недавнем прошлом. Ее огромный вред для государства, для молодого поколения, казалось, был всем очевиден. Но зачем опять демонстрировать на экранах страны выдумки различных писателей и кинорежиссеров? Может кто-то хочет еще раз оскорбить нашу историческую память, вызывать реакцию, над которой можно будет поиздеваться?

Фильм опасен тем, что через него распространяются именно заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения. В настоящих условиях это можно рассматривать, как подрыв наших усилий в воспитании ответственных и любящих свою страну граждан, внесение сумятицы в головы подрастающего поколения. Все немецкие диверсанты периода Великой Отечественной войны не сделали, наверное, и тысячной доли того, что может натворить демонстрация этого фильма на экранах центрального телевидения России.