Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Поисковики владимирского отделения РВИО обнаружили обломки истребителя, разбившегося, предположительно, 11 декабря 1943 года
15 ноября 2013
Поисковики владимирского отделения РВИО обнаружили обломки истребителя, разбившегося, предположительно, 11 декабря 1943 года

Боевой самолет, как удалось выяснить, был приписан к Высшей офицерской школе воздушного боя, которая с лета 1943 года базировалась на грунтовом аэродроме под Ундолом. Лучших выпускников различных авиашкол направляли сюда для подготовки к воздушным сражениям в условиях, максимально приближенных к боевым. За несколько месяцев учебы летчики превращались в настоящих асов. По словам командира поискового отряда «Небо Родины» Евгения Агафонова, выпускников ундольской летной школы использовали исключительно для расчистки неба от немцев в зоне боевых действий.

11 декабря 1943 года с ундольского аэродрома для отработки виражей поднялся Ла-5Ф под управлением 22-летнего младшего лейтенанта Михаила Спиридонова, уроженца Куйбышевской области. Над безлюдной местностью в районе будущего поселка Энергетик летчик выполнил необходимые упражнения и повернул назад. Около деревни Колокша у самолета неожиданно по неизвестной причине загорелся двигатель. Машина вошла в пикирование и почти мгновенно врезалась в землю. Удар был такой силы, что обломки раскидало на двести метров по округе, а мотор ушел в землю на два метра, летчик погиб… На воинском захоронении около церкви села Ворша есть фамилия Михаила Спиридонова.

Место падения самолета Спиридонова владимирские поисковики регионального отделения РВИО нашли совершенно случайно. В районе деревни Колокша они разыскивали место падения дальнего бомбардировщика ДБ-ЗФ, который, возвращаясь с бомбардировки Риги, разбился где-то недалеко от селения в густом тумане ранним утром 15 ноября 1941 года. Летом этого года обломки самолета были найдены. Первоначально поисковики решили, что это именно тот самый бомбардировщик. Но когда в ходе разведывательной экспедиции энтузиасты нашли гильзы от авиационной пушки ШВАК, они поняли, что ошиблись. Во-первых, гильза была маркирована 1943 годом. Во-вторых, такую пушку устанавливали только на определенные самолеты. Ла-5Ф входил в их число, а ДБ-3Ф - нет.

Изучение документов об аварийности Высшей школы воздушного боя только добавили неопределенности. В районе Колокши и Ундола разбилось не менее десятка Ла-5. Ясность внесли только документы архива Министерства обороны, в которых нашлось описание происшествия с Ла-5Ф пилота Спиридонова и точное указание места падения. Место полностью совпало с тем, где поисковики нашли обломки самолета.

Чтобы полностью отбросить сомнения, необходимо найти номерные детали машины или «шильды» с двигателя, по которым можно было бы идентифицировать самолет. К сожалению, во время поисковых работ, состоявшихся несколько дней назад, в мокром песке отыскать их пока не удалось. Поэтому раскопки будут продолжены.

Кстати, в раскопе был обнаружен фрагмент берцовой кости пилота, которая так же подверглась сильному механическому воздействию. Эти останки поисковики захоронили в могилу Спиридонова на кладбище в Ворше, а на месте трагедии установили крест с фотографией летчика.