Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Под Калинковичами и Мозырем состоялась зимняя репетиция операции «Багратион»
11 января 2015
Под Калинковичами и Мозырем состоялась зимняя репетиция операции «Багратион»

В ходе Калинковичско-Мозырской операции, проходившей 71 год назад, состоялось успешное наступление в труднопроходимой местности Белоруссии и были отработаны многие приемы, использованные тем же летом в ходе стратегической операции «Багратион». Такое мнение высказал научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков, называв операцию «зимней репетицией операции «Багратион».

Вместе с Кировоградской операцией на Украине, чья годовщина отмечалась 5 января, сражение вокруг двух районных центров Гомельской области, Мозыря и Калинковичей, ознаменовало первые наступательные успехи советских войск в 1944 году, подчеркнул историк. При этом он отметил определенную разницу в ситуациях.

Операции на Украине развивались в целом более успешно – рассказал Мягков. – Этому способствовали многие факторы: на Украине действовали основные танковые и механизированные силы, поскольку открытые пространства и замерзшая почва позволяли проводить широкие маневры. Первые операции в Восточной Белоруссии были в начале зимы достаточно успешными, но все же не так, как на Украине».

Поскольку через Белоруссию пролегал кратчайший путь на запад и, следовательно, на Германию, немцы всеми силами старались удержать белорусский плацдарм, напомнил Мягков.

«Немцы надеялись использовать эту местность, пересеченную реками, болотами и лесами, чтобы не пустить наши войска дальше на запад», – отметил историк, добавив, что именно на данном участке, на юго-востоке Белоруссии, где располагаются Калинковичи и Мозырь, прикрыться труднопроходимой местностью противнику не удалось.

Войска Белорусского фронта под командованием генерала армии Константина Рокоссовского начали наступление 8 января. Непосредственно в боях участвовали 65-я армия генерал-лейтенанта Павла Батова и 61-я армия генерал-лейтенанта Павла Белова под прикрытием 16-й воздушной армии генерал-лейтенанта Сергея Руденко. Им противостояли 2-я и 9-я армии группы «Центр».

В начале наступления, указал Мягков, «командующий 65-й армией Батов, видя, что немцы отходят, оставил неприкрытым правый фланг, за что получил нагоняй от командующего фронтом». Рокоссовский напомнил подчиненному о судьбе армии генерала Александра Самсонова, который в 1914 году в Восточной Пруссии “очертя голову рвался вперед и напоролся на контрудар”.

«Батову пришлось приостановить наступление и выделить значительные резервы для прикрытия флангов», – рассказал историк.

Успех операции в очень большой степени обеспечило использование “кавалерийских соединений, способных действовать в глубоком снегу” в тесном взаимодействии с партизанскими бригадами.

«Партизаны белорусского Полесья проводили наши войска в тыл мозырской группировки противника тропами, неизвестными для немцев, – подчеркнул Мягков. – Строили понтонные мосты и наводили переправы в болотистой местности”. Эти приемы были максимально применены затем в летнем наступлении».

Оба города, Калинковичи и Мозырь, советские войска освободили 14 января и вышли к реке Припять, а к 30 января — к рекам Ипа и Птичь. В районе поселка Озаричи были освобождены три концлагеря – были спасены более 30 тыс военнопленных и мирных жителей.

Тем самым «были созданы очень неплохие предпосылки для дальнейшего наступления на Рогачев и Витебск, окружения немецких форпостов Восточной Белоруссии», отметил Мягков.