Личный кабинет
Меню
Выберите свой регион

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

«Олимпийский генерал» Алексей Бутовский
7 февраля 2014
«Олимпийский генерал» Алексей Бутовский

Алексей Дмитриевич Бутовский - генерал русской армии, известный педагог и пропагандист физического воспитания детей, друг и соратник Пьера де Кубертена был одним из тех 13 человек, которые составили первый созыв Международного Олимпийского комитета, образованного 23 июня 1894 года на Международном Атлетическом конгрессе в Париже.

Военный педагог Алексей Дмитриевич Бутовский закончил Николаевскую инженерную академию, был репетитором военных наук в Петровско-Полтавском кадетском корпусе и воспитателем одной из Санкт-Петербургских военных гимназий. Успев послужить и в регулярных войсках, и принять участие в нескольких боевых операциях, Бутовский все более убеждался в важности и необходимости физического воспитания будущих офицеров и стал инициатором введения в гимназии занятий по фехтованию и гимнастике, а также читал лекции по теории и методике «телесных упражнений».

Поворотной точкой не только жизни Алексея Бутовского стал 1888 год. Его назначение, к тому моменту уже популярного и известного за рубежом педагога и теоретика, на должность «члена комиссии при Министерстве просвещения для разработки вопроса о преподавании военной гимнастики в гражданских учебных заведениях» послужило началом развития спорта в стране. Бутовский опубликовал несколько десятков научных работ по истории спорта, стал членом МОК и первым россиянином, попытавшимся организовать Олимпийский комитет России.

Пьер де Кубертен и Алексей Бутовский были неплохо знакомы еще до международного атлетического конгресса в Париже. (Этот конгресс прошел в Сорбонне в 1894 году. На нем Пьер де Кубертен, рассказав о том, что такое Олимпийские игры древности, предложил их возродить. Тогда же был создан Международный Олимпийский комитет, в который в числе первых членов вошел и Алексей Бутовский.)

Впервые они встретились летом 1892-го года во время европейской командировки Алексея Дмитриевича, в процессе которой он изучал опыт преподавания гимнастики и других учебных дисциплин. Между ними (несмотря на значительную разницу в возрасте — француз родился на 25 лет позже) установилась дружба и личная переписка. Кубертен присылал в Россию посылки с журналами, где пропагандировалась идея Олимпийских игр, и в ответ ему Бутовский грустно констатировал, что «имеет место быть безразличие в России вообще к занятию физическими упражнениями» и часто сетовал на равнодушие прессы. После Игр I Олимпиады Бутовский написал книгу «Афины весной 1896 года». Он был членом МОК на протяжении шести лет, и, выйдя из его состава, продолжал принимать участие в международных форумах по проблемам физического воспитания и спорта.

Во время членства Бутовского в МОК, в России была предпринята попытка организованно подойти к участию в Олимпийских играх. 27 октября 1897 года в Петербурге представители 10 спортивных обществ города собрались для обсуждения участия российских спортсменов в Играх II Олимпиады. Следующая встреча состоялась 20 ноября 1898 г. в гостинице «Виктория», и на ней собралось около 50 представителей 17 спортивных обществ, клубов и кружков Петербурга. В этот день был избран Главный Комитет по подготовке сборной к Играм в Париже, а также 9 отдельных секций по тем видам спорта, в которых Россия собиралась заявиться в 1900 г. К сожалению, усилия энтузиастов оказались тщетными — единственными представителями Комитета в Париже стала секция тяжелой атлетики под руководством графа Рибопьера.

Главный Комитет по подготовке к Олимпийским играм в Париже, созданный в 1898 в гостинице «Виктория», распался, так и не выполнив поставленных перед ним задач. Стране потребовалось больше десяти лет, чтобы в 1911 году был создан сильный и полноценный Российский олимпийский комитет.

Официальная добровольная отставка Бутовского из Международного олимпийского комитета случилась в 1900 году — после отказа в государственном финансировании олимпийского проекта, однако есть все основания полагать, что решение было принято им за год до этого — уже в 1899-м Кубертен, по рекомендации Бутовского, предложил графу Рибопьеру и князю Белосельскому-Белозерскому войти в состав МОКа, что было реализовано в 1900 году.

Олимпийский комитет России, оригинал публикации