В августе завершился полевой этап Международной военно-исторической экспедиции РВИО «Русский экспедиционный корпус. Курси», который проходил неподалёку от г. Курси региона Гранд-Эст Французской Республики. Сюда в 1916 году на помощь союзникам были посланы бригады Русского экспедиционного корпуса (РЭК).
Именно здесь в апреле 1917 года шло наступление части Третьей бригады РЭК (5-й и 6-й полки), а весной 2017 года французскими активистами были впервые обнаружены останки русского воина.
За неделю полевых работ поисковики РВИО обследовали несколько сегментов бывшего поля боя обнаружила, определённых на основе архивных документов. В регионе Шампань-Арденны под Реймсом были обнаружены останки двух воинов Русского Экспедиционного корпуса, погибших здесь в апреле 1917 года, а также смертные медальоны двух французских солдат. Кроме этого были найдены сотни предметов быта, униформы и вооружения трёх армий.
Все эти уникальные находки – в виде фотографий и видеозаписей, а также полевых заметок будут предоставлены на изучение экспертам.
Внучка участника РЭК, профессиональный историк, кандидат исторических наук Майя Добычина показала порталу «История.РФ» уникальный дневник деда, на страницах которого множество заметок о службе в составе Русского экспедиционного корпуса.
– Мой дедушка, Зорин Николай Александрович, родился 21 января 1896 года в селе Сгомонь Медынского уезда Калужской губернии, ныне известном как Полотняный завод. Это место славится фабрикой Гончаровых, и, кстати, именно там провела свое детство жена Александра Сергеевича Пушкина Наталья Гончарова. Когда деду было четырнадцать лет, его отправили в Москву к родственнику на небольшое мраморное производство. Там он учился, оттуда же в 19 лет ушел на войну, - поделилась Майя Добычина.
В августе 1915 года Николай Зорин был направлен в 208-й рязанский пехотный запасной полк, где проходил подготовку в учебной команде. После обучения его Первый батальон через Сибирь был направлен в Японию, где солдат поджидало два судна: пассажирский корабль и французский грузовой пароход «Гималаи». Вечером 19 февраля 1916 года корабли в сопровождении английского крейсера тронулись через Индийский океан в Марсель.
– Пароход прибыл в Марсель в апреле 1916 года. Их очень хорошо встречали французы. Они забросали солдат разными гостинцами, сигаретами, консервами, конфетами... После выхода с судна солдат тут же выстроили в строй и выдали винтовки. Далее их направили в лагерь, находящийся на окраине Марселя. Туда тоже пришли французы, они продолжали радоваться русским солдатам и приглашали их в гости, звали в кофейни, где угощали их бесплатно. Отношения с местным населением были очень хорошими, и начальство разрешало солдатам прогуливаться по городу. Но держало в строгости. Николай Александрович вспоминает случай, произошедший с его сослуживцем, рядовым Петуховым. Тот несколько раз опаздывал на проверку, за что был наказан двадцатью пятью розгами и высечен на площади… Сначала, в июле 1916 года, солдат направили в местечко Шампань, где они находились до сентября. Но там фронт был очень спокойным, боев не было, и после трех месяцев пребывания солдаты были отправлены в лагерь Ла-Куртин на отдых. Потом их перевезли в Реймс, сильно укрепленный немцами. Сам Реймс был разрушен артиллерийскими обстрелами. Французы никак не могли отогнать немцев, для чего и были присланы русские, - рассказала Майя Добычина.
За героизм, проявленный в тех боях, многие русские солдаты и офицеры были удостоены высоких французских наград. Николай Зорин вернулся в Россию в июле месяце 1922 года и успел рассказать потомкам о той войне. Он старался излагать факты, не давая больших оценок. Лишь в начале своего дневника написал: «Да, время было тяжелое. Но вспомнить навсегда ушедшие молодые годы все равно приятно».