История нередко открывает свои тайны самым неожиданным образом. Ярким примером этому послужили находки, сделанные в 2023 году во время планового ремонта в здании спасательной службы «Крым-спас» в Алуште.
Под слоем старых половых досок были обнаружены артефакты, позволившие пролить свет на один из эпизодов истории.
Само здание, в котором были сделаны находки, является историческим. Изначально это дом постройки XIX века, известный как пансион г-жи Сомовой. В советский период здание подверглось значительной перестройке и сменило много организаций. В частности, здесь располагались контора рыболовецкого колхоза, метеорологическая станция, скорее всего бухгалтерия санатория «Металлист», директором которой, перед ВОВ, был известный алуштинский партизан – Николай Багликов.
Среди обнаруженных предметов особый интерес представляют фрагменты записки, составленной на оборотной стороне бланка накладной и озаглавленной «Расписка». К сожалению, бумага дошла до нас в плохом состоянии, дата утрачена, однако частично читается «получено мною на… компас получил», фамилия получателя – «Эшреф». В подписи хорошо видна первая буква «А», что позволило нам выдвинуть обоснованное предположение о личности автора.
С высокой долей вероятности, документ был подписан Эшрефом Асаном – председателем колхоза «Память Ильича», который располагался в районе современных улиц Ялтинской, Виноградной и Юбилейной.
Эта находка ценна тем, что позволяет перейти от общих исторических сведений к частной биографии человека. Известно, что Эшреф Асан был бойцом Алуштинского партизанского отряда. Согласно официальным архивным данным, в конце лета – начале осени 1942 года он «выбыл из отряда в подполье». Однако в памяти местных жителей сохранилась иная, более трагическая версия событий. Согласно устным воспоминаниям, Эшреф Асан вместе с секретарем партийной организации колхоза Аширом Меметом Караевым (также числящимся в архивах как «ушедший в подполье») спустились в деревню Корбек (ныне — Изобильное), где были захвачены в плен нацистами после неравного боя, а затем расстреляны.
Обнаруженная расписка является интересным фрагментом, который «оживляет» довоенную жизнь Эшрефа Асана.

