
28.03.2018 г. Историю образования первого русского гарнизонного города на Амуре рассказал юным казакам из станицы Таежная настоятель храма Преображения Господня иеромонах Варсонофий (Маршилов).
На очередном уроке «Основ православной культуры» шёл разговор о роли казачества в деле освоения Дальнего Востока. Первые русские люди появились на Дальневосточной земле в 1632 году. Это были воевода Петр Головин и его соратник Василий Поярков. С казачьим отрядом Петра Бекетова они проложили маршрут по Амуру в Татарский пролив и дошли до Якутска.
Этим маршрутом и воспользовался Ерофей Хабаров, когда в 1649-50 годах основал на Амуре Албазинский острог. Из политических убеждений острог пришлось оставить, а из экономических - сжечь.
Спустя пятнадцать лет крепость была вновь отстроена отрядом Илимских казаков во главе с Никифором Черниговским. По казачьей традиции в ней был построен православный храм и правилась служба. Казаки при всех походах всегда имели с собой священника, или даже несколько.
В 1672 году острог получает от государя своё знамя и печать, а в 1682 году становится гарнизонным городом Албазинского воеводства, с первым воеводой Алексеем Талбузиным.
Вокруг Албазина было отстроено двадцать поселений, в которых бурлила жизнь русских людей. Местные даурские князьки, глядя как благочестиво живут православные, захотели жить под рукой Албазинского воеводы.
Боясь потерять Даурско-манджурские земли Цинский (нынешний Китай) император Сюанье, направил пятитысячное войско для уничтожения русского оплота на Амуре.
В 1685 году Цинское войско штурмовало Албазинскую крепость, где находилось около четырехсот казаков. Сто из них погибло, забрав с собой не менее трехсот Цинских воинов. Крепость была сожжена, а 45 казаков со своими семьями и священником Максимом Леонтьевым ушли в Пекин, где и основали русскую духовную миссию.
До сих пор в Китае их потомков, тех жителей Албазина зовут албазинцами. Удивительно то, что сегодняшнее поколение уже не говорит по-русски, но до сих пор помнит православные корни. Оставшаяся же часть Албазинских казаков без оружия и провианта двинулась навстречу зиме в Нерченский острог.
Повествование о дальнейших событиях, связанных с освоением казаками земель Дальней России, назначено отцом Варсонофием на следующий урок.