Личный кабинет
Меню
Пермский край

«Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние дети и вообще все наши граждане гордились тем, что они наследники, внуки, правнуки победителей. Знали героев своей страны и своей семьи, чтобы все понимали, что это часть нашей жизни»

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Поезд Победы «Молотов» прибыл в поселок Углеуральский
12 июля 2025

12 июля 2025 года Поезд Победы «Молотов» прибыл на железнодорожную станцию недалеко от вокзала поселка Углеуральский Губахинского муниципального округа. До вечера 13 июля жители поселка могли ознакомиться с экспозицией Поезда.

Проект «Поезд Победы «Молотов»» реализован по инициативе Губернатора Пермского края Д.Н. Махонина. Железнодорожный состав построен под руководством Министерства промышленности Пермского края при содействии ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Мотовилихинские заводы». Проект реализуется под эгидой Пермского регионального отделения Российского военно-исторического общества.

Над экспозицией Поезда Победы работал Пермский государственный архив социально-политической истории и актив регионального отделения РВИО.

Впервые в истории Пермского края создан выставочно-лекционный комплекс на основе подвижного железнодорожного состава. Половину вагонов музейного поезда составили подлинные железнодорожные площадки и вагоны, которые перевозили грузы и раненных в период Великой Отечественной войны. И впервые экспозиция музейного поезда рассказывает не только о героическом труде железнодорожников, а представляет вклад целого региона – Молотовской области (ныне Пермского края) в общую Победу.

 

«Поезд Победы «Молотов»» - ретропоезд состоит из паровоза, бронеплощадки, трех грузовых платформ, одной цистерны ГСМ и четырех вагонов. Общая длина поезда – около 160 метров.

Паровоз П-36 «Генерал» – подлинный советский магистральный пассажирский паровоз, выпускавшийся Коломенским заводом с 1950 по 1956 годы.

Крытый товарный вагон и грузовая платформа с промышленными станками – на платформе закреплены подлинные металлообрабатывающие станки периода Великой Отечественной войны. На планшетах и пилонах представлены экспозиции с материалами по эвакуации промышленных предприятий и населения оккупированных и прифронтовых регионов в Молотовскую область. Показана уникальная, основанная на архивных документах, статистика по количеству эвакуированных предприятий и населения, а также 20 фотодокументов того времени.

Бронеплощадка ОБ-3 (подвижный макет в натуральную величину) – этот броневагон воссоздан на ПАО «Мотовилихинские заводы» на основе подлинных архивных чертежей и фотографий. Вооружение бронеплощадки ОБ-3 составляло 76,2-миллимитровое орудие и пять пулеметов. На бортовом планшете бронеплощадки представлена инфографика о строительстве бронепоездов на предприятиях Молотовской области в годы Великой Отечественной войны, их конструктивных особенностях и боевом пути, а также пять фотодокументов. Интересным представляется тот факт, что в 1941 – 1942 гг. в Молотовской области было построено шесть бронепоездов, т.е. больше, чем в любой из соседних областей СССР.

Две платформы с боевыми артиллерийскими орудиями. На платформе представлены, изготовленные на Мотовилихинском заводе, пушка А-19 и гаубица-пушка МЛ-20 вместе с информационным пилонами, на которых даны основные тактико-технические данные этих орудий и примеры их боевого применения. Оба эти орудия производились в годы войны только на Мотовилихинском заводе и составляли основу массовой дальнобойной артиллерии Красной Армии.

«Вагон Памяти» - подлинный железнодорожный вагон-мастерская. Снаружи на стене вагона – трафаретное изображение маршрута движения поезда, а также инфографика, показывающая объемы продукции, произведенной для фронта на территории Молотовской области в годы Великой Отечественной войны. Внутри вагона – экспозиции, посвященные деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий Молотовской области в годы войны, а также Молотовской танковой бригаде Уральского добровольческого танкового корпуса.

Цистерна горюче-смазочных материалов - подлинная цистерна, подготовленная в 1930-е годы в Брянске и перевозившая в годы войны химическую продукцию. На информационном пилоне представлена информация о нефтедобыче и нефтепереработке в Молотовской области в годы Великой Отечественной войны.

Вагон аптека-перевязочная эвакопоезда – уникальный единственный сохранившейся в России санитарный вагон из состава эвакопоезда с полностью сохранившимися внутренними интерьерами. Представлена экспозиция с уникальными материалами по работе медицинских учреждений Молотовской области (больницы, госпитали, учебные заведения) в годы Великой Отечественной войны, а также уникальные экспонаты.

Штабной вагон эвакопоезда – уникальный, так же единственный сохранившейся в России штабной вагон эвакопоезда с полностью сохранившимися внутренними интерьерами. Представлены снаружи информационные планшеты и внутри - экспозиция на тему «Ученые Молотовской области – фронту». В ней даны материалы об известных конструкторах и ученых, работавших в Молотовской области в годы Великой Отечественной войны: А. Д. Швецове (авиационные моторы), С. П. Гуренко (артиллерийские орудия), Д. М. Марко (лекарства) и другие – всего 16 персоналий. В вагоне также оборудованы купе сотрудников поезда с экспонатами.

 

Во время первой и второй стоянки в Перми с 9 по 11 мая и с 13 по 14 июня выставочно-лекционный комплекс «Поезд Победы «Молотов» посетило более 31 тысячи жителей и гостей города, в Краснокамске и г. Верещагино – порядка 3,5 тысяч. В посёлке Менделеево пришли посмотреть на Молотовский поезд почти 4 тысячи человек. В Новых Лядах поезд собрал почти 2,5 тыс человек, в Березниках – почти 7 тысяч человек.

Удаленно ознакомиться с экспозицией поезда можно на отдельном портале «Поезд Победы «Молотов»», на котором размещена информация о Поезде, график его движения и материалы стендов, представленных в экспозиции Поезда.