Заместитель директора Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС, представитель регионального отделения РВИО Виктор Ливцов прокомментировал РИА новостям события 80 летней давности, которые развернулись в эти дни под Прохоровкой.
В этот период, по словам заместителя директора РАНХиГС филиала Среднерусского института управления Виктора Ливцова, жители Орловской области угонялись в Германию для работы на предприятиях и в сельском хозяйстве.
Только в городе Орле численность жителей сократилась за время оккупации в 2,5 раза, в первую очередь из-за насильственной депортации. Жители, оставшиеся на территории Орловщины, были обязаны работать на оккупантов под страхом смерти и нередко в специально созданных лагерях за колючей проволокой. По данным прокуратуры Орловской области, всего за период временной оккупации области немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками истреблено не менее 421,7 тыс. человек, угнано в Германию на каторжные работы более 56,4 тыс. человек.
Каждый из насильственно перемещенных лиц был обязан носить на одежде специальную нашивку с надписью OST. Это означало, что работник или работница депортированы с оккупированных территорий на востоке, то есть из Советского Союза. А в лексикон советского человека на оккупированных территориях вошло новое слово – остарбайтер (от нем. Ostarbeiter – "восточные работники"). Впоследствии сами бывшие пленные называли себя "остовками" и "остовцами".
"Остовцы" были ущемлены в правах – значительная их часть проживала в трудовых лагерях, обнесенных колючей проволокой. Побег из лагеря или с места работы наказывался временным переводом в штрафные лагеря, где заключенные подвергались избиениям. Оплата их труда на предприятиях была самой минимальной и оставляла по 2 рейхсмарки в месяц, а в сельском хозяйстве оплата отсутствовала вовсе.
Остарбайтеры были лишены возможности тратить полученные деньги или пересылать на родину. Их обманом заставляли обменивать деньги на специальные сберегательные марки, которые в итоге полностью обесценились, сделав труд угнанного населения совершенно бесплатным для Германии.
К началу августа 43-го Орловщина находилась в оккупации уже 22 месяца.
12 июля 1943 года, спустя 7 дней жестоких боев на Курской дуге, войска Западного и Брянского фронтов перешли в контрнаступление в направлении Орла. Операция получила кодовое название "Кутузов".
Как и Белгород, Орел был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков 5 августа 1943 года. В разных частях города в тот день развевалось шесть боевых знамен.
По приказу И.В.Сталина №2 от 5 августа 1943 года в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орел и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название "Город первого салюта".
Информация и фото РИА новости